Культурное наследие Татарии
    Все картинки темы
Список форумов -> Мода и стиль -> Этника
| Культурное наследие Татарии

Орнаментика в татарском прикладном искусстве

Орнаментальность изделий декоративно-прикладного искусства является главным средством изобразительной композиции, необходимым средством воплощения художественных образов.

В разработке орнамента татарские мастера и мастерицы достигли виртуозности, создав многочисленные узоры и приемы их построений. Они прекрасно понимали значение гармонии, формы, ритма, законов цветовых соотношений. В различные периоды своего развития орнамент имел различное значение. Во времена седой древности украшениям и узорам предметов, одежды, сооружений придавалось значение символа, оберега, охраняющего их владельца от враждебных сил. Орнаментальные украшения являлись и знаками, помогающими определить социальное и общественное положение человека.

Обладая смысловым значением, орнамент был связан с различными образами и явлениями природы. Еще в добулгарский период многие его виды связывались с условными изображениями солнца, луны, растительного и животного мира. Принятие и распространение ислама привело к изгнанию язычества. Однако языческие образы, связанные с народными мифами и сказаниями, как и отдельные орнаментальные символы, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве, сохранившись в пережиточной форме. Ислам же способствовал развитию в искусстве условной художественной системы.

Декоративность составляет характерную особенность татарского искусства. В творчестве народа она не исходила из чисто украшательских тенденций, но всегда имела разумное оправдание, связанное с назначением предмета, его характером и образно-эмоциональным содержанием. Идейно-эстетические задачи, выдвигаемые в различные периоды жизни народа, предопределяли различную степень декоративности. Основная роль при этом принадлежала орнаменту.

В своей основе татарский орнамент состоит их цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Все эти типы орнаментов берут свое начало в культуре отдаленных предков татар.

В татарской вышивке основное место занимает растительный орнамент, что объясняется древностью и популярностью тамбурной техники вышивания. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах народного творчества и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний. Наиболее реалистичная трактовка растительных образов проявляется в вышивках, техники гравировке по металлу, а стилизованная – в технике скани. И все же, несмотря на то, что главным вдохновителем татарских мастериц была сама природа, ее реальные формы воспроизводились довольно редко; растительные образы отличаются собирательностью. Художницы используют несуществующие в реальном мире формы, объединяя на одном стебле различные цветы, плоды, листья, создавая, тем не менее, впечатление жизненности вышитых картин. Подобный эффект достигается с помощью приема асимметрии, которая вносит в рисунок элемент естественности и непосредственности, не нарушая при этом равновесия и цельности узора. В совершенствовании и закреплении цветочно-растительных мотивов в качестве традиционных для татарской народной вышивки сыграли свою роль исторические культурно-экономические взаимосвязи с народами Востока, Передней и Малой Азии.

Цветочно-растительные изображения подразделяются на три большие группы: степного, лугового и садового характера. Из степных мотивов азиатского происхождения преобладают изображения тюльпана, незабудки, мака, гвоздики. Из луговых мотивов часто встречаются изображения васильков, колокольчиков, ромашек, цветов шиповника.

Из садовых цветов наиболее популярны георгины, хризантемы, астры, пионы, анютины глазки, розы, нарциссы и ирис. Изредка встречаются изображения колосьев ржи, пшеницы, ягод черники, шиповника, фруктов. Из простейших растительных мотивов наибольшее распространение получают мотивы волнообразного побега (виноградной лозы), трилистника, пальметтовидные мотивы, мотив распустившейся и полураспустившейся гвоздики, цветочные изображения с сердцеобразными лепестками.
Геометрический орнамент широко применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и органически присущ технологии узорного ткачества. Одним из характерных признаков геометрического орнамента в народном творчестве является обилие вариаций, благодаря которому татарские мастера создали богатый репертуар мотивов, многообразие их форм. Данный тип орнамента господствует в счетных и строчевых вышивках, где особенно сильно проявляется влияние технического начала.

Впрочем, фантазия мастериц в поисках новых художественных решений смело переводит геометрический орнамент в разряд растительного, а благодаря богатству форм последнего, многочисленные вариации одной и той же темы не оставляет впечатления бедности и однообразия вышивки. Немалую роль в создании впечатления богатства и разнообразия орнамента играет присущая татарской вышивке полихромность, когда одни и те же мотивы, выполненные в разных цветах, и воспринимаются как разные.
И все же геометрическому орнаменту в большинстве случаев отводится вспомогательная роль. Так, мотивы меандра (связанного и разорванного), спирали, скобы, набегающей волны, жгута, плетенки, веревочки используются в композициях каём и бордюров. Сложные геометрические формы - розетки с фестончатыми краями, сердцеобразный мотив и т. д. выступают обрамлением ведущих цветочно-растительных мотивов.
В более чистом виде геометрические мотивы встречаются в счетных вышивках. Например, геометрический орнамент на концах полотенец, выполненных цветной перевитью, это в основном образованные различными комбинациями прямых и ломаных линий решетки из зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов (простых, спаренных, городчатых). На свадебных платках "түгәрәк яулык" геометрический орнамент представлен мотивами ромба, квадрата, розетки, углов и т. д.

Зооморфные мотивы в татарских вышивках встречаются очень редко. Одна из причин этого - запрет мусульманской религии на изображение живых существ. Впрочем, подобное «табу» вызвало к жизни множество вариантов не запрещенных религией типов орнамента. Изображения птиц, бабочек, коней и прочих населяющих окружающий мир живых образов были тщательнейшим образом стилизованы, переработаны в духе растительного орнамента.

Значительное место в декоративном искусстве татар занимала графика. Буквами арабского алфавита, выполненными сложной вязью, украшались заставки и концовки книг, оформлялись шамаили для интерьера жилищ. Незначительное отражение эта традиция нашла и в вышивке. Так, некоторые вышивки прошлого столетия (полотенца, носовые платки, наволочки, чаще намазлыки) сопровождаются текстом - изречениями, посвящениями, добрыми пожеланиями, вышитыми арабской вязью.

Орнамент современных вышивок в основном продолжает традиции народной вышивки прошлого. Цветочно-растительные узоры остаются столь же популярными в народе, как и прежде. В немалой степени это связано с тем, что тамбурный шов остается ведущей техникой и на сегодняшний день.

Вместе с тем активнее, чем раньше, происходит обогащение орнамента новыми заимствованными мотивами. Нет ныне причин, задерживающих развитие зооморфного орнамента. Проявился определенный интерес у рукодельниц к сюжетному орнаменту, к вышивке портретов.

материал взят с сайта http://expo.tatar.ru/rus/ornament.htm

Национальная одежда

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый сти¬левой ансамбль.

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики. Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.

материал взят с сайта http://expo.tatar.ru/rus/clothes.htm


источник
из книги Л.М. Лойко "Татары в Санкт-Петербурге", Санкт-Петербург, 2003.

Мама в детстве выписывала журнал "Азат хатын", так там всегда были выкройки - вроде с налётом народных платьев. Щас уж не помню. А вот тоже интересно, костюм волжской булгарки. 😃
http://club.season.ru/index.php?showtopic=7745
Ещё где-то у меня есть коллекция традиционных татарских узоров - векторные клип-арты, поищу - выложу 😃

ОНО КОНЕЧНО ПРИКОЛЬНО 🙄 , А КАК В современной трактовке можно обыграть национальный костюм для повседневной одежды. То что я сейчас виже на улице очень далеко от этого.. ну если только у бабушек старые запасы 😊

хотелось бы посмотреть 💡

Я тоже татарка

Ух ты, здорово! В Латвии тоже есть татары?

А еще Митяев поет про то , что нас много в Томске....

на фотохостинг →
Храм всех святых.
Выстроен практически на дачном участке.
При въезде в город
вспыхивает в окнах слева по ходу поезда.
Внутри никогда не была.
Не решилась.

Добрый день !
Культурное наследие Татарстана - это культура многонационального народа проживающего в Республике. Но многочисленная татарская диаспора проживает за пределами современного Татарстана. В большинстве случаев эту диаспору как часть татарского народа не учитывают рассматривая вопросы сохранения ,развития и возрождения культуры и искусства Татарстана. .
Но проживая за пределами исторической Родины мы никогда не считали себя элементами другой культуры. Многонациональная политика бывшего Советского Союза разбросала представителей разных национальностей по всей территории СССР. В Узбекистане с начала 20 века проживала достаточно многочисленная диаспора казанских татар. Число переселившихся в Узбекистан татар резко возросло после установления Советской власти.
Мы смогли интегрироваться в местную специфику жизни, воспринять культуру и обычаи региона. Но для всех живущих здесь мы всегда оставались в первую очередь именно казанскими татарами. То что татары - " казанские "- непременно подчеркивалось , что бы провести грань между проживающими здесь крымскими татарами переселенными в Узбекистан в период Великой отечественной войны. Мы сохранили свои обычаи, язык , культуру ,образ жизни, национальные блюда...и многое другое , что считали своим , родным, неотрывным от самого Татарстана. Возможно о нас и не так часто вспоминали в самом Татарстане , считая что мы тут живем наверное сами по себе.... Но мы не просто жили, а образом своей жизни показывали и пропагандировали коренному населению , да и многим другим народам живущим в Узбекистане наш татарский образ жизни и нашу татарскую культуру.
Одно из приоритетных направлений в развитии Татарстана - возрождение, сохранение и развитие народных промыслов , декоративно прикладного искусства . Возможно Вам было бы интересно то, как сохраняются и возрождаются народные промыслы в диаспорах татар проживающих вне Татарстана. Для просмотра ассортимента моей продукции по тематике Татарстана пройдите по ссылке http://heritagevillage.ya.ru/go.xml или http://heritagevillage.moifoto.ru/116349/ , а также http://handmade-souvenir.kazprom.net/ . На основе представленных работ видно что все они разработаны на основе татарского фольклорного и этнографического наследия. на фотохостинг →
«Портмоне кожаное сувенирное.» на Яндекс.Фотках на фотохостинг →
«Кожаная сувенирная сумочка с гербом Казани.» на Яндекс.Фотках Народное творчество являясь одним из проявлений национального самосознания показывает на неразрывность связи культур татар проживающих в диаспорах, с культурой исторической Родины.
У нас здесь ( в Ташкенте ) есть и другие татары занимающиеся народными промыслами и ремеслами. Возможно в будущем на одной из выставок или каком либо ином мероприятии Палате ремесел Татарстана будет интересно на нашем примере показать сохранение , возрождение и развитие декоративно-прикладного искусства татар в диаспорах вне пределов исторической Родины.

Девочки нужна мужская тюбетейка, как шить нашла, теперь как вышить правильно. Муж татарин казанский хочет правильную татарскую тюбетейку. Помогите пожалуйста 🌻 🌻 😳 💋 💋

💟 💋 Спасибо огромное Бобик! сидела пол дня искала, и поиском пользовалась, пока наконец набрела на раздел Этника(Сколько еще не ведомого, скрывается на Осинке!). Но вот как тут не заметила 💦
так и не поняла,где мои мозги с глазами были. Еще раз Благодарю 😘


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания