Преподаватели всех стран, объединяйтесь!
    Все картинки темы
Список форумов -> Грани жизни -> Впечатления и культура
Все картинки темы

| Преподаватели всех стран, объединяйтесь!

Предлагаю начать новую тему общения для тех, кто сеет разумное, доброе, вечное!
Школьные учителя и преподаватели средних и высших учебных заведений, присоединяйтесь!
Давайте поговорим о своей работе, что волнует, что расстраивает и тревожит.
Какие есть сложности психологического характера.
Я преподаю экономический анализ в одном из ведущих финансовых вузов. Очень было бы интересно узнать мнение своих коллег на современные методы преподавания, актуальное изложение материала в лекциях, на семинарах, продвинутые способы писать учебники!

Ура! Я впервые тему открыла, подумала, промахнулась, наверное, никому работа не интересна - и так надоела.
Лариса Сергеевна, а Вы тоже экономику преподаете?

| О бакалаврах и магистрах

Два года назад на одному научном сайте разместила такой вот пост, но отклика было всего два и то не по делу. Обсудим?

Наработав первый опыт преподавания (непрерывный шесть лет, а начинала в 1999 году), стала задумываться о своем предназначении как преподавателя высшей школы. Особенно остро, на мой взгляд, эти вопросы ставятся сейчас, на пороге окончательной трансформации отечественной системы высшего образования в двухуровневую. Конечно, бакалавров и магистров «выпускают» и сейчас, но это еще первые блины, комом.
Давайте обсудим проблемы содержательной части программ подготовки специалистов, бакалавров и магистров. У меня пока много вопросов.

1) Занимаясь преподаванием экономических прикладных дисциплин, я определила свою задачу как передачу теоретических знаний и практических навыков. При этом я, с одной стороны, поддерживаю критику в адрес тех преподавателей, которые увлекаются первым (скорее в силу давнишнего несоприкосновения с практикой), с другой, не согласна с теми, кто уверена, что главное – второе. Практические навыки всегда ограничены накопленным к моменту передачи опытом, только теоретические, методические и методологические, если угодно, обобщения позволяют трансформировать накапливаемый в дальнейшем опыт в новые знания и навыки.
Еще одна проблема, присущая нашей высшей школе – пассивность стороны обучающихся. Не секрет, что обучение – процесс двусторонний. Если обучающаяся стороны не мотивирована на обучение, КПД преподаватель падает. Я с этим сталкиваюсь постоянно, причем, как в аудитории 20-летних студентов (обычно работаю с четвертыми курсами), так и в аудитории взрослых слушателей (разные виды переподготовки). Самая мотивированная аудитория, которую я встречала – слушатели программы повышения квалификации специалистов Банка России (а еще ругают чиновничий аппарат), хотя не все потоки одинаково прекрасны.

В этой связи я мне трудно поддерживать двухуровневую систему «бакалавр-магистр».

2) Бакалавр как начальная ступень образования (в России 4 года) представляет собой несколько усеченное высшее образование, дающее знания общего характера. Бакалавр это специалист вообще, способный в дальнейшем либо освоить любую специальную область знаний (путем получения квалификационных аттестатов), либо на всю жизнь остаться офис-менеджером.
На мой взгляд, в таком образовании больше минусов, чем плюсов. Если сейчас мы держим себя в тонусе, зная, что обязательно должны сопроводить выпускников практическими навыками, то бакалавриат даст легальную возможность передачи набора бесполезной информации – «вообще» об области деятельности.

3) Магистр – это ученая степень. В магистратуру поступают те, кто хотят заниматься научными исследованиями (в отличие от профессиональных курсов, например, МВА). Это в теории. На практике в магистратуру идут как во второе высшее образование, притягивая ее к практической направленности. Конкретно против магистратуры я ничего не имею, если не поднимать вопросов дубляжа с аспирантурой.

Я все-таки приверженец старой модели образования. Например, идеология среднего профессионального образования в модели «бакалавр-магистр-доктор философии» вообще теряется. Безусловно, вместо бакалавра было бы полезнее получить среднее профессиональное образование, которое не общие знания ни о чем дает, а конкретную профессию. Но, к сожалению, мы работаем в условиях конкретной внешней среды. Пока она не изменится в нужную нам сторону, мы принимаем правила игры, но потихоньку воздействуем на них.

Мне очень интересно узнать ваше мнение, уважаемые коллеги, по этому вопросу.

Уверена,что все это пройдет...
двухуровневая система и пр....
а высшее образование останется...
Я не ретроград-и все же-зачем нам западная система,когда у нас есть своя?И ничуть не хуже,заметьте!!!!
Я чуть позже напишу,как практик....про те знания,что пригодились мне в жизни)))

Леночка на осинке в разделе "За чашкой чая" есть тема Я - учительница! , там девочки уже 54 страницы наговорили и сейчас продолжают ощаться.

Послевузовских берете? 😂 магистрам я правда тоже лекции читаю, но именно лекции, приглашенным преподавателем - пришла, прочла, на вопросы ответила и больше их не вижу, разве что чью-то диссертацию потом на отзыв пришлют. По поводу магистров и бакалавров - присоединяюсь. Абсолютно невнятная вещь с так и не определенным статусом бакалавра (может где-то они и котируются, но для научных специальностей - никто!) единственная точка приложения - школа. Я их рассматриваю как нечто типа старого неоконченного высшего - ну старшим лаборантом бакалавра взять можно, а кем еще? Хотя это дело привыки. Я когда во Франции кусок диссертации делала, народ никак не мог понять мой статус. Вроде никак не бакалавр, раз PhD готовлю, но магистерской-то диссертации нет! У них там была только одна дама-бакалавр - работала technicien - тот же старший лаборант. Короче там бакалавр человек с чем-то типа среднего специального (или среднего-технического,) я в них путаюсь короче после техникума. Но у нас при этом почему-то считается, что у бакалавров высшее образование. Скажем так, может для технических Взов в бакалаврах какой-то смысл есть 😕 , но для Университетов (я имею в виду настоящие, типа МГУ, СПбГУ и т.д) точно бессмысленно. Я, кстати, еще ни одного доброго слова в защиту бакалавриата от университетских преподавателей не слышала.

Nadezda

Леночка на осинке в разделе "За чашкой чая" есть тема Я - учительница! , там девочки уже 54 страницы наговорили и сейчас продолжают ощаться.

Надюш - я учительница, все-таки о другом. Моей ноги в той теме не было и не будет - школьные учителя и школьное образование это все-таки совсем другие проблемы.

И я тут, сбоку. 😃

По закону об образовании, баколавр считается высшим образованием и его статус не ниже. Или в Закон уже внесли изменения? надо посмотреть. В этом и есть странное противоречие с европейской системой. А у меня второе высшее - именно бакалавр (направление - психология), полученное еще в 1999 г., один у нас факультет был, готовивший бакалавров, в качестве экспериментов. Действительно по учебному плану, просто незаконченное вымшее тогда было. незакончила на магистра, потому что училась параллельно на двух факультетах и после окончания исторпического поступила в аспирантуру.
Скажите, а в медицинских вузах разве есть бакалавриат?

Иринка П.

Скажите, а в медицинских вузах разве есть бакалавриат?

В медицинских пока нет. Но у меня зимой были на переподготовке доктора из Узбекистана - там уже ввели. Но в медицинских вообще особая система - там человек, получивший законченное высшее образование и диплом врача, после института работать по специальности все равно не может. Тоже парадокс.

Billy Budapest, scud, Иринка П., Nadezda Ой! Как я рада всех здесь видеть.
Nadezda, scud прямо в точку попала – учителя школьные это другое. Для меня это абсолютные подвижники. Я бы работать в школе не смогла. Так что мы тут объединимся на поле вузовского и послевузовского образования, как Вам такая идея?
Так хочется ввязаться в дискуссию, но убегаю на занятия. Встретимся ближе к ночи

У нас бакалавр - это базовое высшее образование. Получают его по направлениям, хотя последний курс или два учатся уже по специальностях или специализациях. Специалист или магистр - полное высшее. Уже несколько лет ждем отмены специалиста. Я сама после бакалаврата заканчивала магистратуру, без получения специалиста.

Доктор наук

Billy Budapest, scud, Иринка П., Nadezda . Для меня это абсолютные подвижники. Я бы работать в школе не смогла.
Так хочется ввязаться в дискуссию, но убегаю на занятия. Встретимся ближе к ночи

Это точно, я тоже не могу, был опыт, мне очень трудно с маленькими, со студентами гораздо все понятнее, самое главное, совершеннолетние люди с определенной мотивацией.

По-моему, еще нет бакалавриата у юристов ❓ и у каких-то технических специальностей. А я сейчас в творческом отпуске, докторский диссер пишу, Эх...

Доктор наук

Я бы работать в школе не смогла.

Аналогично! У нас тема есть "чего я никогда не стану делать" так вот я, не смотря на полноую поддержку лозунгов "от сумы, да от тюрьмы" и "никогда не говори никогда" не буду работать в школе! Если бы меня вдруг занесло в такую глушь, что по специальности (пусть относительно) я смогла бы работать только в школе, я бы лучше шить, вязать на заказ стала или в домохозяйки пошла, лишь бы не в школу! Бр-р-р! даже представить страшно! кстати, в нормальном ВУЗе я бы тоже сто раз подумала прежде, чем согласиться преподавать. Пожалуй что и не согласилась бы. Изредка пару лекций по специальности прочесть - это пожалуйста, а вот целиком на это переключиться... Большой вопрос.

Доктор Наук, спасибо! И спасибо за тему.

А как обстоят дела с совмещением исследований и преподавания? У нас (в Британии), если есть полный контракт, то в него входит 200 часов исследовательской деятельности. В нашем университете это вечный камень преткновения, особенно теперь, когда университет подтвердил участие в следующей оценке исследовательского потенциала в 2013 г.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания